Стресс-тесты бывают разных типов:
- однофакторные и многофакторные;
- тесты чувствительности к сценарию и обратные тесты.
Тест чувствительности дает оценку таргетируемых показателей (итоговых показателей модели) на прогнозируемое изменение одного фактора или группы факторов (отклонение входящих показателей). Т. е. как изменится результат при изменении одного или нескольких входящих параметров.
Обратный стресс-тест дает оценку состояния входящего параметра при наступлении нежелательного состояния (например, на какой период у компании достаточно ресурсов до момента потери финансовой устойчивости).
Для организации стресс-теста:
1. Определите основные факторы, определяющие бизнес, и таргетируемые показатели.
2. Сформируйте модель, определяющую взаимосвязь между факторами и таргетами.
3. Для теста чувствительности:
- сформулируйте сценарий развития событий;
- определите поведение факторов при этом сценарии на основе формул взаимосвязи факторов от характеристик сценария или на основе матриц корреляции отклонений этих параметров, смоделированных на основе исторических данных;
- рассчитайте отклонение таргетируемых показателей при реализации сценария от значений таргетируемых показателей при базовом сценарии.
4. Для обратного теста:
- сформулируйте состояние краха;
- определите значения исходных факторов или синтетических показателей на их основе, соответствующих состоянию краха.
Для моделирования можно использовать средства MSExcel, можно использовать настройки типа Palisade, если есть профессиональная система управления рисками, можно моделировать в ней.