Предложение для страховых организаций
Диагностика готовности к внедрению риск-ориентированного подхода к корпоративному управлению
Текущие вызовы
Действующее законодательство Российской Федерации и нормативные акты Банка России содержат ограниченный перечень базовых требований к системе корпоративного управления страховых организаций и не устанавливает четких требований к организации в страховых организациях системы и службы управления рисками.

На практике регламентированная, адекватная и своевременно обновляемая с учетом изменяющихся условий система управления рисками организована только в отдельных крупных страховых организациях, тогда как остальные страховые компании не имеют такой формализованной системы.

Чем мы можем помочь

Для развития системы корпоративного управления, в том числе системы управления рисками страховых организаций на уровне, соответствующем режиму Solvency II, страховым организациям придется решить методологические, технологические, нормативно-правовые и организационные вопросы, а также вопрос обеспечения профессиональными кадровыми ресурсами.
Наша команда включает в себя экспертов, обладающих практическими знаниями и опытом по разработке внутренних нормативных документов и выстраивания процессов для эффективного функционирования системы внутреннего контроля и системы управления рисками в зависимости от типа, масштаба и характера деятельности организаций и уровня их чувствительности к внешним воздействиям.
Специалисты ФБК Grant Thornton следят за изменениями законодательства, поэтому наши консультации всегда основаны на последних требованиях регулятора, а наши предложения разрабатываются с учетом лучших отечественных и мировых практик.
Регуляторные требования в области организации системы управления рисками страховых организаций
Закон Р Ф от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Страховые организации, за исключением осуществляющих обязательное медицинское страхование, утверждают положение об оценке страховых рисков и управлении ими, которое содержит цели оценки страховых рисков, формы и методы такой оценки, способы управления рисками, классификацию объектов и рисков, подлежащих страхованию (перестрахованию), положения об осмотре застрахованных и (или) подлежащих страхованию (перестрахованию) объектов, положения о диверсификации страховых рисков, иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на принятие страховщиком решения о возможности заключения договора страхования (перестрахования), его условиях и передачи рисков в перестрахование.

Абз.5, пункт 2, статья 6.
Концепция Банка России внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации
Стандарты и принципы деятельности страховых организаций в международной практике закреплены Директивой 2009/138/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 25.11.2009 «Об организации и осуществлении деятельности страховых и перестраховочных организаций (Solvency II)» (далее- Директива Solvency II). Директива Solvency II является нормативным актом Европейского союза и устанавливает всеобъемлющие требования к процессам регулирования деятельности страховщиков и страховых групп.

В целях сближения режима регулирования страхового сектора в Российской Федерации с режимом Solvency II Банк России разработал «Концепцию внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации» (Концепция), опирающуюся на международный опыт и практику риск-ориентированного регулирования страхового сектора, применяемые европейскими государствами и иными иностранными государствами, внедряющими режимы, эквивалентные режиму SolvencyII.

Концепция Применяемые данными странами риск-ориентированные подходы к регулированию страхового сектора предусматривают наличие следующих компонентов:

  • Компонент 1 Определение количественных требований к капиталу,
  • Компонент 2 Система корпоративного управления,
  • Компонент 3 Требования к раскрытию информации и отчетности.
Положение Банка России N 710-П«Оботдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков»
10.01.2020 Банк России утвердил Положение N 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков», которое внедряет новые подходы к определению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, к расчету собственных средств (капитала) и учитывает риск изменения стоимости активов и обязательств при определении достаточности капитала.
Планы Банка России по внедрению риск-ориентированного регулирования страхового сектора
Требования к организации системы управления рисками страховой организации входят в Компонент 2 «Система корпоративного управления» Концепции в части установления требований к корпоративному управлению страховой организации и включают в себя, в том числе, такие процессы как внедрение функции управления рисками и риск-культуры во все бизнес-процессы; внедрение процедур собственной оценки рисков и платежеспособности.

Вступление в силу требований по Компоненту 2 запланировано Банком России на 2020 год.

Компонент 2 «Система корпоративного управления» предполагает установление требований в отношении системы управления рисками, самостоятельной оценки рисков и платежеспособности, внутреннего контроля, внутреннего аудита, актуарной функции, квалификации высшего руководства, принципа осмотрительности раскрытия регулятору информации аудитором и страховой организацией, возможности аутсорсинга.

В отношении системы управления рисками планируется внедрение комплексной системы управления рисками, что подразумевает охват всех рисков в целом с начала внедрения риск-ориентированного подхода.

Предполагается разработка процедур и методологии самостоятельной оценки страховыми организациями рисков и платежеспособности для целей надзора.
Основные требования Sоlvency II к организации риск-ориентированного корпоративного управления
Корпоративное управление
Органы управления страховых и перестраховочных организаций должны обеспечить наличие эффективной системы управления, обеспечивающей рациональное управление деятельностью. Эта система должна включать в себя, по меньшей мере, надлежащую прозрачную организационную структуру с четким распределением и надлежащим разделением ответственности и эффективную систему обеспечения передачи информации.

Система управления должна соответствовать характеру, масштабу и сложности операций страховой и перестраховочной организации.

Страховые и перестраховочные организации должны иметь внутренние нормативные документы, утвержденные органами управления в отношении, по меньшей мере, управления риском, внутреннего контроля, внутреннего аудита и, где применимо, передачи на аутсорсинг, которые подлежат пересмотру не реже одного раза в год.

Собственная оценка риска и платежеспособности должна быть неотъемлемой частью бизнес-стратегии и должна учитываться на постоянной основе при принятии стратегических решений организации.
Обеспечение непрерывности деятельности
Страховые и перестраховочные организации должны принимать разумные меры для обеспечения непрерывности и постоянства осуществления их деятельности, включая разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях. Для этих целей организация должна применять надлежащие и соразмерные системы, ресурсы и процедуры.
Система управления рисками
Организации должны иметь эффективную систему управления рисками (СУР), включающую в себя стратегии, процессы и процедуры предоставления отчетов, необходимые для выявления, измерения, отслеживания, управления, которым эти организации могут быть подвержены, а также в отношении взаимозависимостей между этими рисками, и сообщения сведений о них на постоянной основе, на индивидуальном и агрегированном уровнях.

СУР должна быть эффективной и хорошо интегрированной в организационную структуру и в процесс принятия решений о страховой или перестраховочной организации, под надлежащим контролем лиц, фактически управляющих организацией и выполняющих другие ключевые функции.

СУР должна распространяться на риски, учитываемые при расчете требования достаточности капитала, а также на риски, не учитываемые или не полностью учитываемые при его расчете.

Система управления рисками должна охватывать, по меньшей мере, следующие направления:

(а) андеррайтинг и резервирование;
(b) управление активами и обязательствами;
(с) инвестиции, в частности, производные финансовые инструменты и аналогичные активы;
(d) управление риском ликвидности и риском концентрации;
(е) управление операционным риском;
(f) перестрахование и другие методы снижения рисков.

Политики и процедуры по управлению рисками в отношении каждого из направлений должны быть утверждены органами управления организации.
Собственная оценка рисков и платежеспособности
В рамках своей системы управления рисками, каждая страховая и перестраховочная организация должна осуществлять собственную оценку рисков и платежеспособности.

Эта оценка включает в себя, по меньшей мере, следующее:

(а) общие потребности в платежеспособности с учетом специфических характеристик риска, утвержденных предельных уровней толерантности к риску и бизнес-стратегии организации;
(b) постоянное соответствие установленных требований к капиталу;
(с) значение, в котором характеристики риска данной организации отличаются от допущений, лежащих в основе требуемого объема капитала для обеспечения платежеспособности, рассчитанного с применением стандартной формулы или с применением частичной или полной внутренней модели.

Собственная оценка рисков и платежеспособности должны базироваться по процедурах, соразмерных характеру, масштабу и сложности рисков, присущих деятельности страховой или перестраховочной организации, которые позволяют ей должным образом выявлять и оценивать риски, с которыми она сталкивается в краткосрочной и долгосрочной перспективе и которым она подвергается или может быть подвергнута.
Внутренний аудит
1. Страховые и перестраховочные организации должны предусматривать эффективную функцию внутреннего аудита.
Функция внутреннего аудита должна включать в себя оценку достаточности и эффективности системы внутреннего контроля и других элементов системы управления.

2. Функция внутреннего аудита должна быть объективной и независимой от операционных функций.

3. Выводы и рекомендации внутреннего аудита должны доводиться до сведения административных, руководящих и наблюдательных органов, определяющих, какие действия должны быть предприняты в связи со всеми выводами и рекомендациями внутреннего аудита, и обеспечивающих выполнение этих действий.
Внутренний контроль
1. Страховые и перестраховочные организации должны иметь эффективную систему внутреннего контроля.

Эта система должна включать в себя, по меньшей мере, административные и учетные процедуры, концепцию внутреннего контроля, надлежащие механизмы предоставления информации на всех уровнях организации и функцию обеспечения соблюдения норм.

2. Функция обеспечения соблюдения норм должна включать в себя информирование административных, руководящих и наблюдательных органов о соблюдении требований действующего законодательства, нормативных актов и административных положений, принятых согласно настоящей Директиве. Она также должна включать в себя оценку возможного влияния изменений норм законодательства на операции организации, а также выявление и оценку комплаенс - риска.
Актуарная функция
1. Страховые и перестраховочные организации должны предусматривать эффективную актуарную функцию для:
  • координации вычисления страховых резервов;
  • обеспечения приемлемости используемых методов и лежащих в их основе моделей, а также допущений, принимаемых при вычислении страховых резервов;
  • оценки достаточности и качества данных, используемых при вычислении страховых резервов;
  • сравнения лучших оценочных значений с данными из практического опыта;
  • информирования административных, руководящих и наблюдательных органов о надежности и достаточности вычислений страховых резервов;
  • наблюдения за расчетом страховых резервов;
  • выражения мнения об общей политике андеррайтинга;
  • выражения мнения о приемлемости механизмов перестрахования;
  • содействия эффективному применению системы управления рисками, в частности, в отношении моделирования рисков, лежащего в основе вычисления предусмотренных требований к капиталу, и в отношении оценок рисков и платежеспособности.
2. Актуарная функция должна выполняться лицами, которые имеют знания в области актуарной и финансовой математики, соразмерные характеру, масштабу и сложности рисков, присущих деятельности страховой или перестраховочной организации, которые могут продемонстрировать соответствующий опыт в соответствии с профессиональными и иными стандартами.
Департамент аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам
Обращайтесь к представителям департамента для получения консультаций по интересующим вас вопросам
Анастасия Терехина
Заместитель директора
TerekhinaA@fbk.ru
+7 (495) 737 5353 (4540)
Майя Савицкая
Менеджер
Mayya.Savitskaya@fbk.ru
+7 (495) 737 5353 (3008)
Услуги финансовым институтам
Наши специалисты выполнили более 200 проектов. Мы оказываем широкий спектр аудиторских и консалтинговых услуг компаниям финансовой отрасли.
  • Аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ);
  • Аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
  • Обзорная проверка финансовой отчетности;
  • Согласованные процедуры по бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Аудит по специальному заданию;
  • Консультирование по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • Консультирование по вопросам МСФО, включая переход на новые стандарты (МСФО 9 «Финансовые инструменты», МСФО 15 «Выручка», прочие) и разработку учетных политик;
  • Проверки на соответствие уставленным законодательным нормативным требованиям (FATCA, Инструкция ЦБ РФ № 154-И, ПОД/ФТ, Директива Solvency II, прочее);
  • Актуарная оценка страховых и пенсионных резервов по РСБУ и МСФО;
  • Переход на единый план счетов (ЕПС);
  • Проведение предынвестиционных исследований (DueDiligence);
  • Операционный и стратегический консалтинг;
  • Консалтинговые услуги в области ИТ и кибербезопасности.

Наши клиенты финансовые организации